Проектирование сайта: этапы

Интернет надолго вошел в обычную жизнь значительного количества жителей Земли. Игнорировать технологии, пришедшие к нам с рождением виртуальной среды, невозможно. Для продвижения сайта необходимо проектирование ресурса. Однако перед самым началом «строительства» стоит выделить основные моменты.

Предварительные акценты

  1. Сайт преследует конкретную цель, поэтому надо знать, для чего он создается, еще до того, как начался процесс созидания. Вычленение ключевых идей и постановка целей. Пример целей: оформление заказа, заказ услуг, подписка на новости.
  2. Необходимо создать инструменты, позволяющие оценить достижение поставленных целей.
  3. Вид и понятность интерфейса. От этого зависит дальнейшая работа над страницами.

Задачи проекта

Предварительное проектирование дает при работе ряд преимуществ. Рассмотрим их подробнее.

  1. Более качественный результат. Задав цели сайта, очертив четкую целевую аудиторию, построив взаимодействие ресурса и посетителей, можно достичь лучшего результата работы.
  2. Эффективность. Работая с проектом, можно быстро исправлять ошибки. Текст легче корректировать на стадии проекта, чем вносить правки уже во время верстки дизайна. На исправление уже во время программирования уйдет больше средств.
  3. Распределение работы
Проект, как таковой — совершенно законченный документ.

Клиент самостоятельно определяется, как поступить дальше. Он может самостоятельно приступить к реализации плана. А можно передать исполнение сторонней фирме, которая, по мнению клиента, справится с задачей лучше.

Проектирование при создании сайта — обязательный этап работы.

Если же интерфейс совсем простой, а количество страничек минимально, то планирование будет нерентабельным. Например, при создании посадочных страниц не требуется детальная проработка.

Проектировать. Как это?

Проект включает 5 условных частей.

  1. Постановка цели и идей проекта. Определение ключевых факторов успеха.
  2. Изучение контекста, анализ рынка, конкурентов, подготовка структуры сайта на основе SEOанализа.
  3. Идея и концепция. Установка заранее четких задач, позволяющих избежать искушений и помех.
  4. Создание модели интернет-ресурса.
  5. Отсечение ненужных задач, выбор приоритетов, обязательства, шаги, показатели и процедуры. Согласно статье «Итерационной разработке сайта».

Цель сайта определяет его необходимость. Это будет, своего рода, ориентир для всех последующих этапов исполнения. На всех этапах необходимо проверять, соответствуют ли новые составляющие проекта поставленным задачам. Когда же работа будет закончена, то цель поможет определить успешность выполненной работы.

При предварительном понимании и видении проекта можно сформулировать более четкую и конкретную цель.

Постановка конкретных задач сделает проще достижение цели.

Изучение контекста

Сайт не находится в вакууме, поэтому работа ресурса зависит от ряда внешних факторов, контекста. Среди основных критериев, от которых меняется и функционирование, выделяют: целевую аудиторию, характеристики области, в которой работает сайт, конкурентную борьбу, качество подобных проектов, географическую принадлежность и другое, другое, другое.

Регламентирующие законы и прочие ограничения также влияют
Регламентирующие законы и прочие ограничения также влияют

Сайт должен быть понимаемым и принимаемым целевой аудиторией (ЦА), так что от того, какая будет ЦА у проекта, зависит и его позиционирование. От контекста зависит и коммуникативная стратегия, то есть, как будет подаваться информация, на каком языке, с помощью какого интерфейса.

Также нужно учитывать и конкурентные площадки, чем сайт сможет выгодно отличаться от них. Комплексное изучение контекста позволяет на более глубоком уровне понимать предмет проекта.

В центре внимания, безусловно, должна быть целевая аудитория, потенциальные посетители сайта, а также их запросы. Необходимо анализировать язык клиента, какой набор слов предпочтителен, что более приемлемо: технический профессиональный текст или обращение на более простом, «народном» языке.

Также необходимо понимать и знать, что актуально для ЦА, а что можно опустить или вообще не следует упоминать.

Если при создании сайта от заказчика не удалось получить данные по контексту, то необходимо провести исследование ЦА самостоятельно.

Не расстраивайтесь, если не можете получить данные. Конечный потребитель может не знать о вашем продукте. Готовьтесь о нем рассказать.

Источник данных

В случае проведения самостоятельного анализа ЦА встает проблема поиска источника, который даст достаточный массив необходимых данных. Выделяют два основных источника сбора данных.

В первом случае, базой для сбора является традиционная литература, а также многочисленные виртуальные ресурсы на просторах Интернета. Такие как: Wordstatот Яндекс, GoogleKeyPlanner, Serpstatи другие сервисы.

Во втором, непосредственное общение с потенциальными клиентами сайта, экспертами в области интереса ЦА, группы в социальных сетях.

Конечно, маркетинговые исследования, проведенные специализированными компаниями, дадут профессиональную оценку, но и самостоятельный сбор данных позволит лучше понять контекст проекта и даст возможность глубже разобраться в материале.

В любом случае, даже непрофессиональный анализ сформирует лучшее понимание контекста сайта.

Очень важно обращаться внимание на менталитет страны, под которую делается проект.

Идея и концепция

После того, как идея сайта обозначена в конкретной цели, когда собран массив необходимых данных, необходимо сформулировать концепцию проекта.

Итак, как было сказано выше, в нашем понимании концепция проекта включает в себя основную идею проекта, заточенную под обозначенную целевую аудиторию. Также концепция отвечает за содержание сайта, его контент и схему работы.

Если проект коммерческий, то важно и то, каким образом будет происходить монетизация, то есть заработок сайта, например блоги. Не обойдется концепция и без авторских фишек и оригинальностей, которые позволят выгодно выделиться проекту в конкурентной борьбе. И даже после выполнения всего намеченного, обязательно следует наметить пути развития проекта в будущем.

Основная цель концепции, не только увязать все составляющие проекта, но и настроить взаимосвязь между сайтом и потенциальной клиентурой.

Модель интернет-ресурса

Под моделированием понимается создание модели сайта, его структуры и описание функциональных возможностей, заложенных в проект. Рассмотри обе части (функциональная и информационная) подробнее.

Функциональные возможности структуры

В этой части формулируются и описываются все то, что будет доступно пользователям сайта. Например, если ресурс будет представлять собой что-то типа социальной сети, то среди возможностей могут быть группировка выложенных фотографий и создание комментариев к ним.

Если это коммерческая площадка, то должна быть возможность покупки товара и оплаты доступными средствами.

Засорять излишними функция сайт не стоит, так как это только усложнить взаимосвязь с посетителями и усложнит функционал. Кроме того, на данном этапе все подобные задачи прописываются пока еще на довольно общем уровне. А вот в техническом задании для программиста уже все должно быть более детально и конкретно.

Информационная часть структуры

В этой части проекта описываются составные части сайта, его разделы, их взаимосвязь, а также какие задачи выполняет та или иная страница сайта. Кроме того, составляется навигационная схема, позволяющая понять, как будет осуществляться перемещение между страницами.

Структурная схема каждого раздела описывается уже более детально. Необходимо, чтобы было сформировано полное понимание того, как между собой взаимосвязаны подразделы, как осуществляется навигация между ними.

В общем виде функционал раздела можно представить в виде конкретных составляющих, а именно:

  • Задачи, решаемые разделом. Так, раздел «Фотографии» позволяет друзьям не только размещать желаемые фотографии, но обмениваться информацией, общаться.
  • Сообщения. Это коммуникативная часть раздела, подаваемая в виде сообщений. Например, это может быть приветственное сообщение типа «Приветствует на портале по продаже …» или «Сегодня у нас Акция, закажи товар и получи скидку». Вид сообщений определяется на стадии информационного проектирования, а более детально прописывается уже в техническом задании программисту.
  • Элементы функционала. Интерфейс должен быть максимально интуитивным, чтобы выполнение любых действий и операций были простыми и понятными. Именно поэтому особенное внимание следует уделить кнопкам, различным формам, позволяющим отправлять, сохранять, отменять или удалять совершенные действия. Мы в работе очень внимательно относимся к данной работе.
  • Поведенческая схемотематика. Учитывая, что перечень операций на сайте ограничен, то желательно в схематическом варианте показать потенциальному посетителю, что можно сделать на данной страничке. Это существенно сократит время изучения интерфейса и позволит осуществить желаемые действия с минимальным количеством ошибок.

Отсечение ненужных задач

Направьте все усилия на превосходство в оставшейся работе. Спросите себя: от скольких задач я могу отказаться, учитывая то, что мне нужно быть лучшим/первым? Помните: делать нужно настолько мало, насколько это возможно, но не менее, чем вы обязаны.

Итог

Подытожим сказанное выше.

Проектирование сайта — весьма полезное и необходимое мероприятие. Даже если нет никакого опыта в этом деле, начинайте и учитесь по ходу.

Проектирование и планирование — полезно для будущего сайта, так как экономит не только средства и время, но и позволяет избежать ряда ошибок еще на подготовительной стадии.

Проектирование — подготовительная работа по созданию и развитию будущего сайта. Именно на этом этапе закладываются основные векторы реализации и достижения поставленной задачи.

Начать проект вместе с нами
Заполните форму и отправьте
нам сообщение!
Если у Вас возникли вопросы, предложения, либо Вы желаете оформить заявку на заказ услуги — Добро пожаловать!
Телефоны и мессенджеры:
Москва: +7 (499) 389-42-40
Санкт-Петербург: +7 (812) 456-72-40