Итерационная разработка сайта?

Впереди немаленький проект? Только частями! Поберегите ваши миллионы!

Статья писалась на базе накопленного опыта при неоднократном запуске больших (более 200 часов) и просто очень больших (от 1000 часов) проектов.

Долго думая над данной темой сразу хочется озвучить свои мысли и просто высказаться в виде такого небольшого вывода.

Создавая большой веб-проект, в первую очередь, необходимо определить самые важные моменты и именно их постараться запустить в кратчайшие сроки, не теряя при этом драгоценное время, а тем более деньги на «доведение до идеала» выделенных пунктов. Только запуск поможет детально изучить реакцию аудитории, внести коррективы в намеченный план и незамедлительно приступить к следующему этапу для скорейшего получения единой картины. Это отличная возможность для осуществления своевременных перестраиваний под те или иные требования рынка и только медлительные люди, во всём стремящиеся к совершенству, терпят неудачи.

Затронутая тема вызывает некоторые прения, поэтому и изложена в форме своеобразного диалога. Изначально понимая, ответы на какие вопросы вы желаете получить, постарались как можно информативней и доступней ответить на самые популярные из них. Устраивайтесь поудобней, ведь мы готовы начать, так что приступим.

Большой у меня проект или нет?

Разобраться большой ли у вас намечается проект помогут некоторые наши примеры, сопоставив которые определиться со статусом своего не составит труда.

К примеру, это может быть:

  • интернет-магазин значительных размеров, имеющий развитую логику и обладающий способностью совершения обмены данными с учетной системой (Lamoda, Ulmart, 220 вольт, АКС);
  • интернет-магазин небольших размеров, имеющий простейший функционал (Воздушное хобби, Сваркор);
  • online-база с данными, портал с возможностью осуществления поиска по каталогам информации по вопросам связанных с недвижимостью, туризмом и прочего (Квартап);
  • портал с данными, содержащий контент на нескольких языках любой тематики;
  • собственный кабинет дилеров, online-магазин с оптовым разделом В2В, а также проекты, часть которых направленна на определённые категории людей и скрыта от посторонних (ПТК);
  • сайт, осуществляющий процесс обмена информацией с одной и более системами извне (Битрикс и Битрикс24)
Тезис 1:

Затраты в размере более чем 6 человеко-месяцев на производство одного веб-проекта, говорят о том, что он большой. Достойная студия за реализацию такого проекта попросит не меньше 600 тысяч рублей.

Привлекательный сайт любого наполнения, незамысловатый онлайн-магазин или посадочную страницу вполне реально сделать за три человеко-месяца. Что же касается небольшого сайта, то он требует минимальные затраты времени и ресурсов.

В чём же основная причина неудач перфекционистов?

Работая над данной статьёй, я несколько дней просматривал и изучал данный вопрос, именно тогда и наткнулся на свежую статью, опубликованную Сергеем Рыжиковым, где излагалась такая же идея.

Сергей Рыжиков Эпоха бета-версий: почему предприниматели-перфекционисты проигрывают

Тезис 2:

Преждевременный старт проекта, даже того, который далёк от совершенства, позволит проверить не только реакцию на него, но и актуальность самой идеи.

Я бы взял частями, но мне нужно сразу!

 бы взял частями, но мне нужно сразу! - Остап Бендер в Золотом телёнке
Остап Бендер в Золотом телёнке

Несомненно, что мысль о запуске несовершенного проекта шокирует, а в голове возникает ряд вопросов, например: Как вообще так можно? Зачем запускать незаконченное? Недоделанное?

И тут ответы на свои же вопросы начинают пугать ещё больше. Мы даже знаем, что вы там себе надумали. Хотите, угадаем?

«Так мы отпугнём людей», «Нельзя такого допускать, ведь наш продукт претендует на звание лучшего в данной отрасли», «Наши клиенты рассчитывают и заслуживают самое лучшее и на минимум не согласны!».

Вы точно определились и оказалось, что ваш проект крупный.

Обратившись к веб-программистам, с которыми уже приходилось ранее сотрудничать, делая лендинг и сайт-визитку, вы получили от них отказ, который обосновывался тем, что большой проект им брать не хочется.

Продолжив поиск тех, кто сможет выполнить данную работу, а скорее всего это происходило через Интернет, вы, наконец, нашли их. Без всяких вопросов быстро согласились взяться за проект, но попросили прислать готовое техническое задание.

И вот момент, когда вы серьёзно задумались, ведь для написания такого большого ТЗ у вас нет опыта, а поручив это одному из сотрудников, не факт, что в результате он будет понятен всем одинаково. К тому же, не стоит забывать о необходимости серьёзных сопроводительных финансовых затрат и времени.

Тезис 3:

Полноценное ТЗ на проект, производство которого составляет больше, чем три человеко-месяцев, имеет размеры от 50 до 150 страниц текста, в том числе с картинками. И бесспорно, написан он должен быть только профессионалом.

В чём же заключается опасность написания технического задания объёмом на 50-100 страниц для большого проекта?

Почему? Какая проблема? Для каждого инженера не секрет, что каждое дело, а тем более большое, должно начинаться с проекта.

Выделим же самые основные из возможных:

1. Много времени тратится на написание, а результат может быть трудночитаемым.

Многолетний опыт написания ТЗ на 400+ часов свидетельствует о том, что необходимо будет потратить минимум полтора месяца только на его написание, а в случае дополнительных тестирований, проектирований и доработок, то значительно больше. Проблема таких ТЗ в том, что они огромны, в результате чего руководитель проекта может не вспомнить всех, даже важных нюансов, а заказчик, получая на руки готовую работу, не затрудняется полным его прочтением, руководствуясь большими размерами, неполным пониманием всего процесса, а так же неоправданным доверием к исполнителю. Подписание таких проектов только увеличивает неопределённость, которая противоречит основной цели — однозначности.

2. Техническое задание на проект с разнообразными внешними интеграциями — повышенный риск. Неготовность двух систем повлечёт за собой массу правок «по ходу дела».

Сайт с подпиской на рассылку, online-оплата, учёт товара, оформление документации и многие иные привычные услуги, и более сложные задачи, которые возлагаются на предстоящий проект и на которые необходимо писать ТЗ, может оказаться просто невыполнимой задачей. В результате, протокол не выдерживается, необходимы многочисленные и существенные правки, а это всё дополнительные затраты времени и финансов. Интеграции, в первую очередь, реализовываются и проверяются, а не красиво описываются в ТЗ.

3. Даже неделя времени, потраченная хорошим специалистом, не гарантирует точную оценку без завышений.

Наличие готового технического задания не свидетельствует о его корректности, ведь его необходимо ещё и оценить, а при объёмах 400+ часов оценка будет крайне неточной.

4. Длительный период ожиданий размером в шесть месяцев производства, больше месяца тестирования и приёмки.

Не получая результата через ранее оговоренный период времени (3-4 месяца), заказчик начинает просто скучать, возможно терять интерес, но это всё ничего, в сравнении с возможностью потери денежных средств по причине падения курса рубля, изменения приоритетов в бизнесе и прочего. Чаще всего, с приближением окончания проекта замедляется весь процесс его ведения, что может привести к его тихой смерти.

Отдавая длительный период времени деньги за то, чего не можно пощупать, устав ждать, трудно быстро запустить сайт и оперативно приступить к работе.

5. «Выложить то, что есть» — часто возжигаемое желание, но уже не осуществимое на полпути.

Поэтапная разработка проекта — отличная возможность постепенно выкладывать то, что готово, особенно когда сроки по всему веб-проекту затягиваются. Проблема в том, что если «частичная сдача» не задумана изначально, то осуществить это проблематично, ведь может быть не доработан контент, пересекающиеся инфо-системы и много чего иного.

6. Минимальное значение КПД.

Составление ТЗ требует много времени на продумывание и оценку предстоящих планов, реализация которых не гарантирована.

Тезис 4:

Определившись с требованиями к функциям, интеграции, необходимо вникнуть и разобраться во всём. Не стоит даже пытаться изложить в ТЗ все основные детали размером в 50-100 страниц. Такое ТЗ просто не способно разрешить все вопросы одним куском.

Как правильно это сделать? А правильно — многократным повторением действий, поэтапно, частями.

Во-первых, в таком случае имеется уже работающая версия, что очень удобно, во-вторых — это быстро, для старта всего необходимо 3-4 месяца, а не год, и в-третьих, есть возможность уточнить намеченные планы.

Подключите большее количество программистов для параллельной организации работы!

Закон Брукса: Если проект не укладывается в сроки, то добавление рабочей силы задержит его ещё больше.

Ответим сразу: «В общем, не поможет». Каждый типичный проект имеет свою структуру, где:

  • написанием ТЗ и его обсуждением с Заказчиком занимается только один человек;
  • обшая концепция дизайн сайта (интерфейса приложения) разрабатывался долго, но всё равно только один должен этим заниматься. Что касается внутренних страниц, то да, они могут делаться параллельно, но по времени требуют минимального количества времени;
  • верстка практически ничем не отличается от процедуры дизайна с помощью иных программистов, в общем может ускориться на 30%;
  • вот программированием основных функций могут заняться три программиста, но не более, иначе начинают мешать друг другу и прогресса в работе тогда точно не будет;
  • настраивает обмен с 1С так же кто-то один, причем делает всё поэтапно и по завершению предыдущих процессов;
  • потом еще есть QA тестирование, продакшен и многое другое.
Тезис 5:

1000-часовой интернет-магазин, стандартно занимающий восемь месяцев работы, при значительных усилиях реально сделать за шесть, но не менее.

Недобросовестно выполняете свою работу! Зачем мне отдаёте недоделанное?

Предлагая итерационный подход, мы не халтурим
Напротив. Предлагая итерационный подход, мы не халтурим, мы хотим максимально быстрого старта вашего проекта.
Тезис 6:

Итерационный запуск в приоритете перед «одним куском» и является самым рациональным решением.

Каков же план работы на 2-3 месяца и 400 часов?

Первая итерация, например, по большому интернет-магазину — это mini-ТЗ, дизайн главной, создание каталога, организация передачи данных из 1С, оформление заказов. Все сразу смотрится, осуждается, планируются или корректируются приоритеты для следующих шагов. Делается простой фунцкционал, который не препятствует оформлению заказа. Т.е.е получения прибыли.

Далее добавляются:

  1. каталог с умным фильтром;
  2. экспорт заказов в 1с, автоматизация логистики и оплаты, личный кабинет;
  3. скидки из 1С;
  4. внешняя система аналитики;
  5. системы товарных предиктов;
  6. и многое другое.
Тезис 7:

Любая итерация — это новое и полезное добавление в проект.

Увидев недоработанный материал, клиенты испугаются, не поймут и уйдут!

Ценная идея гарантированно перевесит сырой продукт, а клиенты не уйдут, а поддержат и сообщат свои пожелания. Слишком сложный продукт — вот что отпугнёт клиента, поэтому основная задача состоит в создании простого и понятного проекта, с новыми возможностями.

Тезис 8:

Сырой, это не мёртвый проект с инвестированными миллионами.

Узнав о моей идеи, конкуренты справятся быстрее чем я!

Действуя на скорость и результат, а не «тихо мучая» проект восемь месяцев, потом ещё пару месяцев запуская его, можно не переживать о конкурентах, ведь им в первую очередь потребуется время на оформление проекта, а это долго.

Тезис 9:

Итерациями — быстрее. В первых рядах не только умные, но и шустрые.

Нам необходима точная сумма для согласования её с директором! По-другому мы не начинаем наше сотрудничество!

Такая ситуация грозит не получением необходимой информации вовремя, а также отсутствием вау-продукта. С чем это связанно? Определение точной суммы проекта для крупного веб-ресурса — задача сложная и займёт пару недель, а оценка, полученная в результате, 100% будет неточной.

Первый вариант, когда вы заплатите намного больше, чем необходимо по ряду причин, либо программисты изначально занизили стоимость, а работать в убыток не хочется, поэтому и будут работу выполнять не как угодно, не напрягаясь.

Тезис 10:

Желание сразу знать стоимость работ — понятное, но сложно выполнимое, больше даже вредное, способное финансово навредить.

Какие будут предложения? Что конкретно значит: реализовывать проект итерациями?

Для тех, кто готов, предлагаем заполнить заявку.

Не убедили? Ничего страшного, главное, что было познавательно!

На этом не всё. Есть кое-что интересненькое — один проект Квартап, большого размера, сделанные «большим куском». После тщательной и продуктивной работы, в которой участвовали лучшие из лучших, ожидания клиентов, проект вышли в свет. Несмотря на положительные отзывы, считаем их провальными.

Причина в том, что только через год, после старта работ, люди начинали получать положительный результат, а не через 4 месяца. И потом закончились деньги и пыл. Проект закрыли.

Сделав работу над ошибками, готовы поделиться данными выводами, тем, как не стоило делать и прочими деталями.

Поделимся не с каждым и непублично.

Пожалуй соглашусь на такой тип запуск. Делали такое? Можно ознакомиться?

Да, конечно.

Данную технологию применяли при работе над сайтами Продленка (а это 367 000 пользователей), Арт Талант (более 500 000 добавленных работ), интернет-магазинами и множеством иных сайтов.

И мы её называем Agile Waterfall, гибрид гибких методологий и классической системы управления.

Начать проект вместе с нами
Заполните форму и отправьте
нам сообщение!
Если у Вас возникли вопросы, предложения, либо Вы желаете оформить заявку на заказ услуги — Добро пожаловать!
Телефоны и мессенджеры:
Москва: +7 (499) 389-42-40
Санкт-Петербург: +7 (812) 456-72-40