Как выбрать фрилансера?

Я был фрилансером c 2006 года, однако приходилось прибегать и к услугам других фрилансеров. Это были в основном дизайнеры. Конечно, были и программисты, и SEO-шники и другие, но их было значительно меньше в моем опыте. Со многими фрилансерами я работаю до сих пор. Кстати, это в основном те, кто не относится к дизайнерам. Итак, попытаюсь в общих чертах разобрать портрет фрилансера на примере фрилансера-дизайнера.

Мне удалось собрать свою команду. Но вот с дизайнерами не везло. Обычно раз в 3-4 месяца приходилось искать новых дизайнеров. Старые сдавались, не могли предложить ничего нового и интересного. Работы становились однотипными. Соответственно, я заканчивал отношения с ними и искал новых, в основном искал на сайте fl.ru. Раза четыре был кинут кидалами. Так что набрался опыта и могу составить некий потрет дизайнера. Он будет состоять из нескольких черт. 

Правило №1: имя и фамилия.

Первое, что должно вам сразу броситься в глаза, это его имя. Если у него нет настоящего имени, значит ему уже не стоит доверять. Скорее всего он скрывает свое настоящее имя. Например, в свое время я отказал человеку с ником Free Lancer. Продолжая дальше, присматриваемся к нику, например, Андрей Шатило [B0P]. Ник все сказал сам за себя.

Правило №2: город и страна.

Стоит также обратить внимание на город, в котором находится фрилансер. Порой попадаются такие города, о существовании которых я даже не думал. Один раз был кинут фрилансером из города Каменск-Уральск. Только потом узнал, что город-то называется Каменск-Уральский. Так что стоит глянуть, откуда фрилансер. Лучше доверять крупным городам, таким как Санкт-Петербург или Москва. Хотя иногда можно найти изумруды и в городах поменьше: Пензе, Ижевске и других.

Теперь о стране. Фрилансом сейчас занимается много людей из разных стран. Их довольно много из Украины, Белоруссии и Индии. К украинцам отношение двойственное. С теми, кто из самой Украины, исключая Крым, работать невозможно. Ни вкуса, ни чувства, и отношение хамское. А у тех, кто из Крыма, все наоборот. Чувствуется русская близость.

С белорусами можно работать, они люди творческие. Но часть из них помешана на своих проектах. Так что могут исчезать.

С Индией не работал, да и славу Богу.

Правило №3: возраст.

С этим случайно столкнулся при поиске новых дизайнеров. Открыл проект на фрилансе, через неделю создал там же запись в блоге с желанием найти дизайнера на пару простых проектов. В итоге — куча предложений, и я потихоньку начинаю в них копаться. Один из фрилансеров написал мне в личку о своем желании поработать. Им оказался пользователь Alexey Quartz. Поначалу я купился на зеленую цифру рейтинга, которая была очень большой. Вот почти уже ударили по рукам и я был готов отправить ему аванс, как вдруг меня что-то коротнуло. Его возраст был всего 15 лет. Откуда мог появиться опыт у 15-летнего дизайнера, если он только научился считать?

Я бы, наверное, очертил границы возраста так: снизу 23–24 года и сверху 32–35 лет. Нижний предел понятен, это когда человек мало-мальски набирается хоть какого-то опыта. А верхний передел — это уже нечто другое. Очень упертые люди. Например, мне попался дизайнер в возрасте 38 лет на один проект Windows-программы. Упертый до жути, невозможно было работать. Хорош как иллюстратор, но как генератор идей — так себе.

По идее, к возрасту 35 лет и старше, человек должен уже становиться немного управленцем, иметь опыт работы по управлению командой. А он все сидит и рисует дизайны сайтов. Есть в этом что-то сомнительное.

Правило №4: время пребывания на сайте/-ах.

Отчасти этот штрих к портрету дизайнера похож на возраст. Если он на сайте фриланса меньше месяца, смело считайте, что он - кидала. Я старался работать с фрилансерами, которые более 2–3 лет накапливали портфолио на ведущих сайтах. Из этого пункта вытекает следующий.

Правило №5: рейтинг/показатели.

О, это праматерь любых социальных сетей, от ВКонтакта и drive2.ru до таких ИТ-блогов, как habrahabr.ru. Люди дрочат на карму, по-другому никак. Каждому хочется быть впереди планеты всей, хотя это больше смахивает на соперничество в стаде. Кто сильнее, тот и вожак. Так что на рейтинг на сайтах я бы не стал смотреть вообще. Например, на сайте fl.ru есть 5 типов показателей:

  1. Отношение.
  2. Рейтинг.
  3. Рекомендации работодателей.
  4. Количество сделок без риска.
  5. Мнения пользователей.

Все они влияют на выбор исполнителя. Чем больше цифра, чем она зеленее, чем меньше отрицательных отзывов, тем больше вероятность того, что вас выберут исполнителем. Этим и пользуются кидалы. Выделить эту группу лиц можно, рассмотрев способы быстрого увеличения показателей.

Отношение очень просто увеличить, часто комментируя блоги пользователей. К тебе приходят и ставят плюсы. Видел одного фрилансера, который на сайте был всего пару месяцев, а показатель «отношение» — более 400 единиц. Я там уже более 4 лет, и у меня этот показатель равен 7.

Рейтинг можно купить, хотя дорого. За единицу рейтинга просят 30 рублей. Можно просто каждый день заходить на сайт, что даст полбалла. Рейтинг увеличивается также за счет отзывов работодателей. Раньше это было просто, создаешь пачку аккаунтов, ждешь месяц, и начинаешь сам себе писать отзывы с разных аккаунтов. Потом руководство это запретило.

Рекомендации работодателей — аналогично предыдущему, тут все ясно.

Сделки без риска — тоже. Очень мало людей будут работать по этой схеме. Но что мешает создать дешевый проект с бюджетом 500-1000 рублей и из-под своего же аккаунта его выполнить?

Мнения пользователей — тут стоит принимать во внимание только отрицательные мнения. Положительные можно было писать себе из-под аккаунта работодателя, что многие и делали. Также мнение напишут друзья и коллеги. А вот отрицательные напишут только настоящие пользователи.

В итоге, чем больше рейтинг, тем больше недоверия к пользователю. Хорош тот исполнитель, кто не проводит много времени в блогах и не раскручивает по-черному свой аккаунт. Значит, значения всех показателей, кроме рейтинга, должны крутиться вокруг нуля. Но точно не сотнями.

Правило №6: портфолио.

Это тоже очень важный параметр. Картинки могут быть красивыми, портфолио — длинным. Но почему у таких фрилансеров с продвинутыми работами нет результатов в виде работающих сайтов? Смотришь на дизайн, аж слюнки текут. Есть ссылки на сайт, начинаешь гуглить и яндексить, а такого сайта нет в помине. Скорее всего дизайн он где-то украл или просто нагло спер у крупнейшего производителя шаблонов templatemonster.com. И вдруг замечаешь, что они действительно оттуда, потому что дизайнер поленился даже перевести их. Лень — она такая.

Так что так, стоит обращать внимание на реально работающие проекты. По ним можно будет понять, сколько времени дизайнер уделяет деталям, продумывает ли внутренние страницы.

Правило №7: контакты.

К сожалению, теперь это жуткая проблема. Любой кидала может зайти к тебе в аську или скайп и сказать, что вот я, вот мое супер-портфолио и ссылочка на него. Ты заходишь, а там нет контактов. Веришь, даешь аванс, а кидала исчезает. Это самая больная тема.

Правило №8: необязательный.

  1. Хорошо, чтобы аватар содержал лицо реального человека или логотип студии. Но ни в коем случае это не должны быть сиськи, красивые девушки и, конечно, кот и кошечки. Это чисто психологические давилки.
  2. Хорошо, чтобы автор имел личный сайт или блог. Но это опять не показатель. Видел блог одного дизайнера. Блог впечатлил умными шагами, хорошими работами, а практическую работу человек выполнить просто не смог.

Как все таки выбрать фрилансера?

После обзора можно составить правила, по которым стоит выбирать фрилансера-дизайнера. Простые правила для успешного выбора фрилансера:

  1. Реальные ФИО.
  2. Разумный ник.
  3. Возраст — от 23 до 35 лет.
  4. Время пребывания на сайте фриланса — более года.
  5. Ключевые показатели, кроме рейтинга, должны болтаться вокруг нуля.
  6. Реальные контакты на сайте фриланса.
  7. Разумный аватар.
  8. Наличие личного сайта или блога.

Вот такие простые правила позволят сэкономить время и подольше сохранить цвет волос.

UPD. В связи с потерей доверия бирже fl.ru, мы рекомендуем фриланс биржу Пчёл.нет.

Начать проект вместе с нами
Заполните форму и отправьте
нам сообщение!
Если у Вас возникли вопросы, предложения, либо Вы желаете оформить заявку на заказ услуги — Добро пожаловать!
Контакты:
Бронзовые партнеры October CMS:
Chris standing up holding his daughter Elva